25.04.2024
Задача детского сада в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей дошкольного возраста.
В системе профилактической деятельности дошкольного учреждения выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех воспитанников в активную деятельность и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении воспитанников и семей, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.
Работа дошкольного учреждения по данному направлению строится в соответствии с п.2 ст.14 Закона РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
- Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении.
- Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в ОУ, принятие мер по их воспитанию и получению ими дошкольного образования.
- Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в воспитании и обучении детей
- Обеспечение организации в ОУ общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
- Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Порядок постановки неблагополучных семей на внутренний учет учреждения и проведения с данной категорией семей индивидуальной профилактической работы в соответствии
с пп. 7 п. 2 ст. 9 Закона РФ от 24.06.1999
№ 120-ФЗ
Ведется профилактическая работа по недопустимости насильственных действий и жестокого обращения с детьми дошкольного возраста.
Деятельность детского сада по обеспечению защиты прав несовершеннолетних складывается из совокупности работы по нескольким направлениям:
выявление семей группы риска, работа с неблагополучными семьями;
формирование Здорового образа жизни;
профилактика наркозависимости, алкоголизма среди родителей;
патриотическое воспитание и воспитание гражданственности;
По всем этим направлениям в детском саду составлен план воспитательной работы.
Выявление семей группы риска и работа по выявлению неблагополучных детей строиться из совместной работы с КДН.
Большая работа проводится с воспитанниками детского сада.
Работа с воспитанниками ДОУ:
Формирование навыков успешного социального развития воспитанников осуществлялось через следующие основные виды активной деятельности ребенка:
Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а также освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно - ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.
Чтение художественной литературы, устный народный фольклор.
Система блочных занятий.
Проведение тематических праздников, дней и недель.
Участие в творческих конкурсах.
Эффективным методом повышения педагогической компетенции родителей является организация совместных досуговых мероприятий, индивидуальные консультации и тренинги с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Для этого в учреждении проводятся мероприятия различной направленности, в которых дети и родители принимают самое активное участие:
- проведение групповых родительских собраний с целью повышения родительской компетентности в вопросах воспитания толерантности у детей;
- праздники и развлечения ко Дню матери, к 23 февраля, к 8 марта и т.д.;
- спортивные соревнования, дни здоровья, веселые старты, часы подвижных игр;
- конкурсы совместных работ детей и родителей;
- экологические акции;
- выставки рисунков и декоративно-прикладного творчества
- привлечение родителей на субботники.
Привлекая детей и родителей к активной совместной творческой и досуговой деятельности, мы отвлекаем их от негативного воздействия окружающего социума. Чем больше времени родители проводят вместе с детьми, тем с большей уверенностью можно сказать, что в это время у них формируется взаимопонимание, чувство любви к своим родным и близким. Мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений складываются на основе тесного взаимодействия родителей и педагогов.
Большая работа проводится воспитателями групп по проблеме межличностных отношений между детьми. В группах старшего дошкольного возраста реализуются проекты по теме: «Мы разные-мы вместе!», «Воспитание толерантности в условиях многонационального общества», «Венок дружбы». В свою очередь, деятельность на проектной основе, это создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.
Таким образом, в учреждении сложилась и постоянно работает система по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, предполагаемый результат которой - повышение уровня воспитанности детей, обеспечение их эмоционального благополучия.
Нормативно-правовая
база:
-
Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
-
Семейный кодекс РФ;
-
Закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
-
Закон РФ от 04.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
-
Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации"
АЛГОРИТМ выявления детей из
неблагополучных семей и постановки их на внутренний учет ДОУ:
·
Заполнение анкет воспитателями групп с целью выявления воспитанников с
отклонениями в развитии, поведении, выявления семей с признаками социального
неблагополучия.
·
Издание приказа заведующего ДОУ о постановке детей на внутренний учет.
·
Подготовка воспитателями характеристик на воспитанников детского сада,
поставленных на внутренний учет.
·
Рассмотрение их на заседании ППк ДОУ с участием воспитателей, специалистов ДОУ
и медицинских работников – принятие решения о постановке или снятии с учета
детей (согласно графика).
·
Проведение индивидуальной профилактической работы с воспитанниками,
поставленными на внутренний учет ДОУ.
Основная
цель:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений воспитанниками,
выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, а также
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Для достижения цели также организуются
следующие виды работ:
анализ
фактической посещаемости воспитанников: особое внимание обращать на пропуски по
неуважительным причинам; в том числе рассмотрение вопроса посещаемости на
административных совещаниях; анализ причин не поступления детей в соответствии
с приказами УО; фиксация (докладные на имя заведующего ДОУ) наличия фактов
телесных повреждений воспитанников, наличия фактов ненадлежащего исполнения
родителями своих обязанностей, жестокого обращения с детьми; правовое
просвещение педагогов и родителей.
Организация
работы в МАДОУ по защите прав несовершеннолетних
Выявление неблагополучия в семьях, и
предоставление информации о данных семьях; Проведение социального и
психолого-педагогического обследования выявленных семей и детей, обследование
их материально-бытовых условий проживания; Создание условий для получения
дошкольного образования детьми из выявленных семей; Оказание
психолого-педагогической помощи детям, имеющим психолого-педагогические
проблемы, а также их родителям с целью профилактики безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних; Внедрение в практику работы программ и
методик, способствующих формированию законопослушного поведения
несовершеннолетних; Организация досуга и вовлечение в кружки, спортивные секции
выявленных детей; Участие в межведомственных патронатах.