12.09.2023
Введение новых стандартов предопределило необходимость перестройки работы образовательной организации в соответствии с требованиями государства. Но для того, чтобы в процессе компетентностно-ориентированного образования сформировалась личность ребенка, рядом должна быть личность педагога. На сегодняшний день вопросы, связанные с управлениями знаний в образовательной организации имеют актуальное значение.
Процесс управления знаниями в дошкольной образовательной организации носит системный характер, причем это относится к любому уровню управления: касается ли это управления дошкольным учреждением в целом или, только его педагогическим коллективом, или управления воспитательно-образовательным процессом в группе дошкольников. Управление знаниями включает основные управленческие функции: анализ, целеполагание, планирование, организацию, контроль.
Умение управлять знаниями – основной показатель в деятельности как руководителя ДОО, так и основная задача повышения квалификации педагогов. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, т.е. создание команды единомышленников. Только в этом случае можно достичь высокого уровня профессионального мастерства и создания имиджа ДОО среди населения.
На уровне дошкольного образования личность педагога имеет основополагающее значение, так как центральное место здесь занимают не содержание и формы, а специальным образом построенный процесс взаимодействия педагога с детьми (педагогическое взаимодействие). Целенаправленно и грамотно выстраивать такое взаимодействие может только высокопрофессиональный педагог.
Можно выделить следующие составляющие профессиональной компетентности педагога дошкольного образования:
- интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания и опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность к самообучению и генерации новых идей;
- коммуникативно-личностная компетентность – умение выстраивать разные виды общения (как деловое – во время непосредственно образовательной деятельности с группой, так и эмоционально-личностное с каждым конкретным ребенком в отдельности), развитая способность к эмпатии, умение слушать собеседника, а также умение разрешать конфликтные ситуации и заниматься профилактикой их возникновения, способность организовывать взаимодействие с коллегами и родителями в решении педагогических задач, высокая культура общения;
- информационная компетентность – умение получать необходимую информацию для выстраивания взаимодействия с участниками образовательных отношений;
- регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, развитая способность к рефлексии и самоконтролю, высокая стрессоустойчивость.
Существует несколько путей решения этой задачи.
Совершенствованию интеллектуально-педагогической компетентности способствует регулярное повышение квалификации на различных обучающих курсах и семинарах, активное посещение педагогами районных и городских семинаров, проводимых другими учреждениями, представление опыта работы на открытых мероприятиях как на базе своего ДОУ, так и на прочих площадках, вовлечение в инновационную и исследовательскую деятельность, участие педагогов в конкурсах самого различного уровня и направленности, в том числе и с помощью современных информационных технологий.
Повышение уровня коммуникативно-личностной компетентности эффективно решается путем выстраивания работы старшего воспитателя и педагога-психолога с педагогическим коллективом – проведением тренингов, мастер-классов, а также его индивидуальной работой с педагогами.
Необходимо отметить, что важнейшим фактором личностного развития педагога является его активная позиция, высокая мотивация личностного и профессионального роста. Для поддержки высокой мотивации сотрудников, администрация ДОО грамотно выстраивает систему управления знаниями и огромная роль в этом принадлежит созданию информационного пространства.
Процесс информатизации в организации дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества. Эффективным механизмом повышения качества образования и эффективности управления дошкольной образовательной организацией является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в жизнь детского сада.
Внедрение ИКТ как управленческого ресурса и непременного атрибута современного руководителя обостряет необходимость перевода управления дошкольной образовательной организацией на качественно новый уровень и является обязательным условием, которое ведет не только к интенсификации менеджмента, но и обеспечивает оптимальное функционирование и дальнейшее устойчивое развитие ДОО.
Преимущества применения ИКТ в том, что они позволяют совершенствовать и оптимизировать управленческую деятельность и осуществлять методическое сопровождение деятельности педагогов, способствовать повышению ИКТ-компетенции сотрудников в использовании и освоении новых методов работы с информационными ресурсами.
Приоритетами применения ИКТ в сфере эффективного управления ДОУ можно назвать:
использование готовых шаблонов в электронном документоведении руководителя;
использование систем, обеспечивающих размещение в сети Интернет информации о деятельности учреждения, доступ граждан и организаций к открытым информационным ресурсам, интерактивное информационное взаимодействие с сотрудниками, родителями и другими организациями;
программы повышения ИКТ - компетентности сотрудников на основе информационной системы поддержки непрерывного профессионального образования, системы управления знаниями.
Использование ИКТ в дошкольном образовании становится необходимой нормой. Владение ИКТ является важным показателем профессиональной компетентности, информационной культуры, эффективности управленческой деятельности, помогает с легкостью адаптироваться к современным условиям модернизации дошкольного образования, а дошкольной образовательной организации - перейти на новую ступень качества.