ЧТО ТАКОЕ ПРАВА РЕБЕНКА?
Согласно
Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 г., ребенком признается
всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста
(совершеннолетия) (ст.1 Конвенции). Здесь же провозглашается, что
ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в
специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В
Декларации содержится призыв к родителям, различным добровольным
организациям, местным властям, национальным правительствам о том, чтобы
они признали права детей и старались соблюдать их путем законодательных и
иных мер. Здесь же зафиксирован важнейший, с точки зрения концепции
прав человека, принцип: человек имеет права с момента своего рождения.
Специалист
Польского Хельсинского фонда по правам человека Эльжбета Чиж кратко и
емко сформулировала основные концептуальные подходы правозащитного
сообщества к правам ребенка.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ГОВОРИТЬ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Права
ребенка являются понятием из категории прав человека и вытекают из
достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности.
Права
ребенка – это нечто иное, чем его основные потребности. Не существует
права на воспитание в счастливой семье или права на любовь, хотя это
необыкновенно важные потребности каждого человека.
Права
детей, как и права человека, рассматриваются в аспекте «власть –
личность». Если ребенок имеет право, то это значит, что государство
должно обеспечить ему возможность пользоваться этим правом.
Права
ребенка, как и права человека, подлежат ограничениям, но только таким,
которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом
обществе в интересах государственной безопасности, общественного
порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности
или защиты прав и свобод других лиц. Не могут быть ограничены права на
защиту от пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения
и наказания и защиту от рабства и подневольного состояния.
Если
ребенок/человек имеет право, то это значит, что должны существовать
процедуры истребования права: «Иметь право – значит мочь, притязать». В
ином случае право становится пустой декларацией.
Дети
подлежат родительской власти, и прежде всего именно родители решают,
как их воспитывать или формировать их мировоззрение. Это зафиксировано в
разных документах.
На
протяжении тысячелетий ребенок рассматривался как будущий член
общества. Воспитание толковалось как процесс подготовки детей к
выполнению тех или иных социальных функций. Лишь постепенно, по мере
становления представлений о самоценности человеческой личности, массовое
сознание приучилось видеть в ребенке не объект педагогических
воздействий, а равноправного партнера воспитателя.
Права
ребенка в массовом сознаний до сих пор воспринимаются как нечто вроде
бы приемлемое, но не требующее серьезных усилий учителей, родителей,
общественных институтов.
Понятие
«права ребенка» тесно связано с понятием «права человека», которое
рассматривается в контексте общечеловеческих ценностей. Речь идет о
едином аксиологическом комплексе, в котором идея человеческой свободы
связывается с представлениями о справедливости, а принципы демократии
сочетаются с идеалами гуманизма.
В
основе такого понимания – признание ребенка личностью, обладающей таким
же достоинством, как и взрослый; разница заключается в том, что
взрослые люди могут сами защищать свои интересы, а ребенок вынужден
обращаться за помощью к тем, кто готов – должен – гарантировать
соблюдение его прав.
Дети
от рождения обладают основными и неотъемлемыми правами и свободами
человека. «Детской Конституцией» называют принятую в 1989 году Конвенцию
о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка как международный правовой
акт обладает высшей юридической силой, является составной частью
правовой системы Российской Федерации согласно ст. 15 Конституции РФ.
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА:
- всеобъемлюща, т.е. обеспечивает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права детей;
- универсальна,
т.е. касается всех детей, в любых ситуациях, практически во всех
государствах (кроме США и Сомали, которые не ратифицировали Конвенцию о
правах ребенка);
- безусловна,
поскольку возлагает обязательства на все государства, независимо от
уровня их экономического развития, предпринимать действия для защиты
прав ребенка;
- целостна по своему характеру, так как утверждает важность, неделимость, взаимосвязанность и равнозначность всех прав и свобод ребенка.
Конвенция
о правах ребенка основана на четырех главных принципах. Первые два
относятся ко всем людям, и она лишь подтверждает их в отношении детей,
вторые два касаются именно детей.
1. Дети
не должны подвергаться какой-либо дискриминации по признаку «… расы,
цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений,
национального, этнического или социального происхождения, имущественного
положения, состояния здоровья и обстоятельств рождения ребенка, его
родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств».
2. Дети
имеют право на выживание и всестороннее развитие, включая физическое,
эмоциональное, психосоциальное, познавательное, социальное и культуное.
3. Во
всех решениях или действиях, затрагивающих ребенка или группу детей, в
первую очередь необходимо учитывать интересы ребенка, кем бы ни
принимались эти решения – семьей, административной или судебной властью.
4. Дети
имеют право участвовать в решении вопросов, касающихся их жизни,
свободы выражения мнений и убеждений. Взрослые должны обеспечить им
возможность реализации этого права и принимать во внимание мнение детей.
Анализируя
международное право и российское законодательство о правах ребенка,
можно выделить следующие группы основных прав детей в различных сферах.
Каждый
ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права,
обладает следующими правами и свободами в сфере общих гражданских и
политических прав.
- На имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени.
- На
уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов
со стороны прежде всего своих родителей или лиц, их заменяющих, а также
органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов.
- На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.
- На
защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных
веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и
веществами.
- На
защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить
препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.
- На
свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с
учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или
административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10
лет, обязательно при вынесении решения (за исключением случаев, когда
это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии,
восстановлении родительских прав, при передаче в другую семью на
воспитание органы опеки или суд могут принять решение только с согласия
ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении
вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства
ребенка при раздельном проживании родителей.
- На
свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное
возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с
одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения,
ребенок должен иметь паспорт и нотариально оформленное согласие
родителей. При несогласии одного из родителей вопрос решается в судебном
порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по
письменному заявлению хотя бы одного из родителей.
- На
создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с
целью социального становления, развития и самореализации в общественной
жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками
молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет,
детских общественных объединений – лица, достигшие 10 лет. В школе или
другом учреждении, где они обучаются, все дети старше 8 лет могут
создавать собственные общественные организации. Запрещается принуждение
несовершеннолетних ко вступлению в общественные,
общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к
участию в агитационных кампаниях и политических акциях.
ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание, и развитие ребенка.
Согласно Семейному кодексу РФ, это называется родительскими правами.Родительские
права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет
(совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в
брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной
дееспособности до достижения совершеннолетия.
Родители имеют право:
- Защищать
права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в
том числе в судах, их законными представителями без оформления
специальных полномочий;
- На обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
- На
выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования)
форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе
семейного образования или в негосударственных учебных заведений;
- На
возмещение за счет государства затрат на обучение детей в
негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную
аккредитацию и реализующих программы общего образования;
- На прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;
- На
ознакомления с уставом образовательного учреждения и другими
документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
- На участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
- На ознакомлении с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
- На перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения аттестации;
- Выражать
согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в
гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;
- Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими убеждениями;
- На помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;
- На заботу и содержанию со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.
- Проживающие
отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в
воспитании, решении вопросов получения образования и на получение
информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других
учреждений( ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни
или здоровью ребенка).
Родители обязаны:
- Обеспечивать
и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и
психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать
детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее
человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
- Обеспечить
детям до 15 лет получение основного общего образования в
общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу
образовательном учреждении;
- Выполнять устав общеобразовательного учреждения;
- Не
допускать неправильного вмешательства в работу преподавателей по
вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных
обязанностей учителя;
- Обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
- Содержать
своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления
содержания детям определяются родителями самостоятельно, в случае, если
родители не предоставляют содержание детей (алименты) взыскиваются с
родителей (родителя) в судебном порядке).
- За
невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а
также за совершение правонарушений в отношении с своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.
Какие административные наказания могут применяться к родителям?
- Комиссии
по делам несовершеннолетних могут применить к родителям
административные меры (объявить общественное порицание или
предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или
наложить денежный штраф):
- в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;
- за доведение их до состояния опьянения или употребления наркотических средств без назначения врача;
- за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;
- за
появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за
распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других
правонарушений.
В каких случаях родители несут уголовную ответственность?
- В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:
- За вовлечение несовершеннолетних детей в совершении преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;
- За вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков о одурманивающих веществ;
- За вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;
- За злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.