Рабочая программа по коррекции речи

1

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по коррекционно-развивающей работе в
условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС дошкольного
образования (далее Программа) разработана и предназначена для работы с
детьми старшего дошкольного возраста, посещающих логопедический пункт в
дошкольном учреждении.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012г № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,
соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания»,
«Конвенцией о правах ребёнка», сориентирована на ФГОС дошкольного
образования (далее Стандарт), с использованием программы дошкольных
образовательных учреждений для детей с нарушениями речи (автор-составитель
Г.В. Чиркина), с основной общеобразовательной программой – образовательной
программой дошкольного образования МАДОУ № 18, с Уставом
образовательного учреждения.
Содержание коррекционной работы при поступлении в МАДОУ № 18 детей
с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) будет направлено на
обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии
различных категорий детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в
освоении программы.
Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или)
психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии);
-возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
программы и их интеграции в образовательном учреждении.
В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в
разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей,
специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя,
воспитателя или инструктора по физической культуре, других педагогов),
специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников
образовательного учреждения и других организаций,
2

специализирующихся в области оказания поддержки детям с
ограниченными возможностями здоровья.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником программы
из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в
установленном
порядке
психолого-медико-педагогической
комиссией,
содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию
воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.
Коррекционная работа с детьми осуществляется учителем-логопедом в
специализированном кабинете, а также воспитателями и родителями на основе
рекомендаций специалиста.

Основные задачи коррекционного процесса:
1) коррекция нарушений устной речи: формирование правильного
произношения;
2) усвоение лексических и грамматических средств языка;
3) развитие навыков связной речи;
4) подготовка к овладению элементарным навыкам письма и чтения;
5) активизация познавательной деятельности;
6) коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального
развития.
Содержание коррекционно-образовательной программы определяется
коррекционными образовательными программами для детей с нарушениями
речи «Коррекция нарушений речи» авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В.
Туманова:
- Программа логопедической работы по преодолению фонетикофонематического недоразвития речи.
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития
речи.
- Программа логопедической работы с заикающимися детьми.
- программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским
(народным) языком.
График работы учителя-логопеда с 8.00 – 12.00 ежедневно, кроме четверга, в
четверг с 13.30 – 17.30.

3

I Целевой раздел
Содержание образования в МАДОУ № 18 определяется в соответствии с
целевыми ориентирами, представленными в Стандарте, направлениями развития
детей дошкольного возраста, определяемыми основными образовательными
программами, реализуемыми в ДОУ.
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Подготовка к
жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной
деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения
являются:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола,
нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее –
преемственность основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим
собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;

4

6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования
Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителе) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Таким образом, целью рабочей программы является реализация комплекса
мер по осуществлению всестороннего, гармоничного развития детей в
соответствии с их возможностями и индивидуальными особенностями.
Основные задачи рабочей программы:
1. Обеспечить полноценное физическое, познавательное, речевое, социальнокоммуникативное и художественно-эстетическое развитие воспитанников на
основе формирования любознательности, самостоятельности, инициативности
для повышения их компетентности в разных видах детской деятельности и в
области отношений с другими людьми.
2. Развивать у дошкольников способности к творческому самовыражению в
различных сферах деятельности, эмоционально-оценочного отношения к
природному и рукотворному миру в ближайшем окружении на основе
этнокультурных особенностей родного края - Среднего Урала.
3. Осуществлять квалифицированную комплексную коррекцию отклонений в
речевом развитии воспитанников.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание Программы
должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей
(далее - образовательные области):
5

социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой
активности; формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее
природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Художественно-эстетическое
развитие
предполагает
развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
6

становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения,
крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем
ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие
прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Планируемые результаты освоения основной образовательной
программы дошкольного образования
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в
виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка,
высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования
(необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации,
отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за
результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного
возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают
необходимость определения результатов освоения образовательной программы в
виде целевых ориентиров.

7

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от
форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития
детей и Организации, реализующей Программу.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для
их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются
основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников.
Настоящие требования являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с
учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации;
б) решения задач:
- формирования Программы;
- анализа профессиональной деятельности;
- взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8
лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и
др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует
в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
8

проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и
видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к
условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают
формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной
деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Стандарт указывает, что при реализации Программы может проводиться
оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
9

Результаты
педагогической
диагностики
(мониторинга)
могут
использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Анализ ситуации, сложившийся в настоящее время в данном детском саду
показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии
неуклонно растёт.
Кол-во детей старшей и
подготовительной групп
Кол-во детей состоящих на
логопедическом учёте

2016– 2017 уч.г

2017– 2018 уч.г

2019– 2020 уч.г

73 чел.

49 чел.

71 чел.

50,6% (37чел)

91% (45 чел)

45% (32 чел)

Эти дети составляют основную группу риска по школьной
неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина
– недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. По
результатам логопедического обследования детей старшего дошкольного
возраста в ДОУ имеется большое количество детей с логопедическими
заключениями «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребёнка с
дизартрией» и «Общее недоразвитие речи III уровня». Имея полноценный слух и
интеллект, они, как правило. Не готовы к усвоению школьной программы из-за
недостаточного
развития
фонематических
процессов,
нарушения
грамматического строя речи, ограниченного словарного запаса.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в
дошкольном возрасте.

10

II Содержательный раздел
Содержание коррекционно-логопедической работы
с учетом психолого-педагогических особенностей детей
с ограниченными возможностями здоровья
Организация
логопедической
работы
в
МДОУ
предполагает
предварительное выделение ведущей недостаточности в структуре речевого
нарушения при разных речевых аномалиях с целью оптимизации коррекционноразвивающего процесса.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие неправильного восприятия и
произношения фонем.
У детей с дизартрией наблюдается общая «смазанность» речи, неточная
артикуляция, недостаточная выразительность и чёткость речи. На фоне
неврологической
симптоматики
формируются
сложные
нарушения
звукопроизношения, которые с трудом поддаются коррекции, и, в свою очередь,
отрицательно влияют на формирование фонематических процессов и развитие
лексико-грамматических категорий. Дефекты звуковой стороны речи
обусловлены нарушением иннервации мышц речевого аппарата. Трудности в
преодолении речевых расстройств увеличивают сроки коррекционного
обучения. На занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов
артикуляции, способности к быстрому и чёткому переключению движений,
устранению сопутствующих движений (синкенезий) при произношении звуков,
нормализации просодической стороны речи. В связи с этим проводится
комплекс гимнастики органов артикуляции.
Последовательность и длительность упражнений определяется формой
дизартрии и степенью её выраженности. Таким образом, требуется раннее
выявление речевой патологии и создание условий для коррекционной работы с
детьми 5 – 7 лет.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства,
при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном
слухе и интеллекте.
Для детей с общим недоразвитием речи характерно наличие развернутой
фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и
фонетики. Типичными являются использование простых распространённых
11

предложений. Наряду с лексическими ошибками отмечается и специфическое
своеобразие связной речи. Характерными особенностями связной речи являются
нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски
существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность
изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.
Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие
используемых языковых средств. В самостоятельной речи типичными являются
трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и
звуконаполняемости. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью
артикуляции некоторых звуков, нечёткостью дифференциации их на слух.
Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с
трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и
конце слова, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в
слове и т.п. для детей с недоразвитием речи характерен пониженный уровень
развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная
его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения
внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти заметно
снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Детям
присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Это
выражается в плохой координации сложных движений, снижении скорости и
ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении
серии движений по словесной инструкции. Типичным является пониженный
самоконтроль при выполнении заданий. Для многих детей характерны
недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушение мелкой моторики.
В логопедический пункт зачисляются дети старшей и подготовительной к
школе групп с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим
недоразвитием речи II – III уровня.
Коррекция звукопроизношения, развитие у детей фонематических
процессов и формирование первоначальных умений и навыков звукового
анализа и синтеза осуществляется в период коррекционной работы с детьми
старшей группы.
В подготовительной к школе группе продолжается работа по коррекции
звукопроизношения, развитию фонематических процессов и по обучению
усложнённым формам звукового анализа и синтеза в процессе активизации
речевых навыков, сознательного использования лексико-грамматических
категорий.
Система логопедического воздействия опирается на поэтапность усвоения
детьми родного языка при правильном формировании речевой функции.
12

Перспективное планирование составлено с опорой на типовую программу
детских дошкольных учреждений под редакцией М.А. Васильевой «Программа
обучения и воспитания в детском саду» и учитывает
рекомендации
Т.Б.Филичевой и Г.В. Чиркиной. Использованы материалы и методические
разработки, представленные в книгах Ткаченко Т.А., Крупенчук О.И.,
Кузнецовой Е.В., Тихоновой И.А., Смирновой Л.Н.
Данная программа коррекционной работы позволяет создать оптимальные
условия для формирования у дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи и общим недоразвитием речи фонетически чёткой,
лексически богатой, грамматически правильной речи.
Теория и практика логопедической работы показывают, что своевременное
развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей
речевой системы в целом. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического
восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороны
речи. Программа ориентирована не только на подготовку к обучению грамоте,
но и на предупреждение ошибок в чтении и письме. Закрепляется навык
предварительного анализа слова (определение количества и последовательности
звуков в слове и т.д.) и последующего его синтеза. Только в этом случае
дошкольник полноценно усвоит навыки планирующей и контролирующей
деятельности, которые позволяет избежать дисграфии.
Особенности логопедической работы с учетом
возрастных характеристик дошкольников
Логопедическая работа в старшей группе
Нарушения речи у детей своеобразны по выраженности, симптоматике и
структуре. Они определяют неподготовленность детей к обучению в школе.
Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка.
Основными принципами коррекционного обучения являются:
- учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с
нарушением речи;
- комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением речи;
- дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их речи.
Основными задачами коррекционного обучения являются:
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных
навыков звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического воспри13

ятия);
3. Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
4. Развитие навыков связной речи.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой
организацией деятельности детей в период их пребывания в детском саду,
правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и
преемственностью в работе логопеда и воспитателя.
Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных особенностей детей.
Пятилетние дети с нарушением речи не могут полноценно овладеть
учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются
отставания не только в развитие речи, но и внимания, памяти, быстрая
истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения
логопедических занятий делить группу на подгруппы с учетом уровня речевого
развития.
Логопедические занятия подразделяются на следующие виды:
- формирование фонетической стороны речи;
- формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.
Индивидуальные занятия проводятся, учитывая особенности логопедической работы с детьми страдающими алалией, дизартрией и др.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном
формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс
подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения
дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического
восприятия.
Существенной особенностью индивидуальных занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до
изучения на подгрупповых занятиях.
Для детей с нарушением речи характерны двигательные расстройства. Их
устранению содействует применение игр с речевым материалом и движениями.
Воспитание звуковой культуры речи
Основной задачей в работе с детьми старшего дошкольного возраста по
усвоению фонетической стороны речи и правильному произношению всех
звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха,
закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи.

14

Дифференциация пар звуков ( с - з, с - ц , ш- ж , ч - щ , ц - ч, л - р ) , т.е.
различение свистящих, шипящих, сонорных, твердых и мягких звуков в словах и
предложениях.
Продолжать обучение вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации.
Формирование словаря
Обогащать словарь детей существительными, обозначающими предметы из
бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; прилагательными,
характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства,
переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующими настроение человека.
Упражнять детей в подборе существительного к прилагательному (белый снег, сахар), слов со сходным значением (слабый - сильный, пасмурно солнечно).
Помогать детям активно, правильно, в точном соответствии со смыслом
употреблять слова.
Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях:
существительных с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с
существительными (лягушка - зеленое брюшко).
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница;
масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь - медведица медвежонок - медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал выбежал - прибежал).
Учить детей правильно употреблять существительные множественного
числа в именительном и винительном падежах; прилагательные и наречия в
сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Совершенствовать умение пользоваться прямой и
косвенной речью.
Связная речь
Совершенствовать навыки ведения подготовительного диалога (просьба,
беседы, элементы драматизации).
Развивать умение связно, последовательно пересказывать небольшие
сказки, рассказы.

15

Учить составлять (по плану и образцу) небольшие рассказы о предмете, по
картинке, серии картинок.
Учить составлять рассказы по теме (с придумыванием конца, начала рассказа).
Развитие фонематического восприятия
Учить выделять звук из слова, называть выделенный звук; определять место
звука.
Различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности их произношения и звучания.
Учить условному обозначению гласных и согласных звуков соответствующим цветом.
Формировать умение практически делить слова на слоги.
Учить проводить звуковой анализ и синтез трех- и четырехзвуковых слов с
прямым слогом.
Выделять из предложений слова.
К концу пребывания в старшей группе дети могут:
- употреблять сложные предложения разных видов; пересказывая пользоваться
прямой и косвенной речью;
- составлять по образцу самостоятельно рассказы - описания, по сюжетной
картинке, по набору картинок; последовательно без существенных пропусков
пересказывать небольшие литературные произведения;
- подбирать несколько прилагательных к существительному; заменять слово
другим со сходным значением;
- выделять звук из слова, называть выделенный звук; определять место звука;
- относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их произнесения и звучания;
- различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- делить слова на слоги;
- проводить звуковой анализ прямого и обратного слога ( a n - па), односложных
слов типа «КОТ»;
- выделять из предложения слова.
У детей должна быть чистая спокойная речь, желательно, чтобы они без
искажения произносили звуки родного языка.
Логопедическая работа в подготовительной группе
Логопедическая работа в подготовительной группе направлена на
дальнейшее развитие речи, познавательной деятельности и активизацию
16

двигательной сферы ребёнка. Дети с нарушениями речи не в состоянии
полноценно овладеть учебным материалом на занятиях со всей группой, поэтому
логопед объединяет детей в подгруппы с учётом уровня речевого развития не
более 4 человек в каждой.
Задачи:
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
2. Формирование правильного звукопроизношения (постановка, автоматизация,
дифференциация звуков, введение поставленных звуков в речь).
3. Развитие речевого дыхания.
4. Обогащение и уточнение словаря (синонимами, антонимами, точными
названиями качеств предметов). Упражнение в использовании в речи
обобщающих слов. Работа с многозначными словами разных частей речи.
Развитие понимания переносного значения слов.
5. Совершенствование грамматического оформления речи. Словосочетание с
несклоняемыми существительными, образование слов
обозначающих
профессии, детёнышей животных, предметы быта. Подбор родственных слов.
6. Развитие связной речи. Умение задавать и отвечать на вопросы. Логично,
последовательно, точно, выразительно пересказать литературные произведения.
Упражнять детей в составлении рассказов по сюжетной картине, по серии
картинок. Составлять рассказы или сказку по плану, по теме, используя средства
художественной выразительности.
7. Обучение грамоте. Обозначение звуков речи буквами. Схематическое и
символическое обозначение слогов и звуков. Закрепление умения устанавливать
последовательность звуков в словах, давать качественную характеристику
звукам. Делить предложения на слово (2-4 слова без предлогов), слова на слоги
(открытый слог). Уметь сосчитать количество предложений (3-5) в небольшом
тексте. Знакомство с азбукой (алфавитом).
8. Развитие моторики: общей и мелкой.
9. Развитие зрительного и пространственного восприятия (ориентировка в
книге, тетради, на листе бумаги).
10. Развитие психологической базы речи.
К концу года ребёнок может:
- Правильно произносить все звуки речи.
- Дифференцировать звуки на слух и в произношении (свистящие, шипящие,
звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные).
- Чётко и внятно произносить слова и фразы, менять силу и высоту голоса, темп
и ритм речи.
- Вычленять в словах и фразах определённые звуки, слоги, ударение. Выкла17

дывать схемы предложений и слов.
- Владеть чувством ритма и рифмы, интонационной выразительностью.
- Владеть и активно использовать в речи бытовой, природоведческий, обществоведческий словарь.
- Уметь правильно употреблять в речи синонимы, антонимы, обобщающие
слова.
- Понимать переносный смысл пословиц, поговорок.
- Активно использовать пословицы и поговорки в речи.
- Владеть морфологической и синтаксической стороной речи, грамматическими
нормами.
- Уметь образовывать слова (обозначающие профессии, детёнышей животных,
предметы быта, прилагательные сравнительной и превосходной степени,
глаголы с приставками). Подобрать однокоренные слова. Знать некоторые
нормы образования форм слов.
- Уметь задавать и отвечать на вопросы.
- Пользоваться средствами речевой выразительности (жесты, мимика, интонация).
- Уметь вести скоординированный диалог (между детьми, взрослыми и детьми).
- Составлять рассказ - описание, рассказ по сюжетной картине и по серии
картинок. Составлять план рассказа по теме и из личного опыта. Составлять
коллективное письмо, текст рекламы, короткие сказки, небылицы, загадки.
- Пересказывать литературное произведение, используя средства художественной выразительности.
- Замечать и исправлять грамматические ошибки в своей и чужой речи.
Элементы грамоты
1. Обозначать звуки речи буквами.
2. Знать символическое и схематическое обозначение звуков.
3. Проводить звуковой анализ слов.
4. Давать качественную характеристику звукам.
5. Делить на слова предложения (из 2-4 слов).
6. Делить слова на слоги.
7. Организовывать рабочее место, ориентироваться в книге, на странице тетради,
правильно сидеть при письме.

18

Коррекционно-развивающая работа с детьми с
ограниченными возможностями здоровья
Цель инклюзивной работы - создание оптимальных условий развития
воспитанников и их социализации с учетом возрастных и индивидуальнотипологических особенностей, состояния физического и психического здоровья.
Общий объем образовательной программы для детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее с ОВЗ) рассчитывается с учетом направленности
Программы в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями
их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное
на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.) с коррекцией
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- образовательную деятельность с коррекцией недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы
дошкольного образования для детей с ОВЗ.
Задачи по выполнению образовательной программы:
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и
личностных качеств воспитанников;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- сохранение и укрепление здоровья;
- коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- создание современной развивающей предметно-пространственной среды,
комфортной как для детей с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей,
их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;
- формирование у детей общей культуры.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья
и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.
Методики для проведения коррекционной работы подбираются
специалистами МБДОУ самостоятельно в соответствии с нормативными
документами и индивидуальными особенностями воспитанников.
Алгоритм деятельности
Направления деятельности

Диагностическая работа

Содержание работы

Формы работы

- обеспечивает своевременное

- своевременное выявление детей,

выявление детей с

нуждающихся в коррекционной
19

ограниченными
возможностями здоровья,

помощи;

обследования и подготовку

- раннюю (с первых дней пребывания
ребёнка в ДОО) диагностику
отклонений в развитии и анализ
причин трудностей адаптации;

рекомендаций по оказанию им

- комплексный сбор сведений о

психолого-медико-

воспитанниках на основании

педагогической помощи в

диагностической информации от

условиях дошкольной

специалистов (учитель-логопед,
педагог-психолог, медицинский
работник);

проведение их комплексного

образовательной организации

- определение уровня актуального и
зоны ближайшего развития
обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья,
выявление его резервных
возможностей;
- изучение развития познавательных
психических процессов и
личностных
особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации
развития и условий семейного
воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей
и
уровня социализации ребёнка с
ограниченными возможностями
здоровья;
- системный разносторонний
контроль
специалистов за уровнем и
динамикой
развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно20

развивающей работы.
Коррекционно-

обеспечивает своевременную

развивающая работа

специализированную помощь
в социализации, в освоении
содержания образования и
коррекцию недостатков в
физическом и (или)
психическом развитии детей с
ограниченными
возможностями здоровья в
условиях дошкольной
образовательной организации

- выбор оптимальных для развития
ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья
коррекционных программ/методик,
методов
и приёмов обучения в соответствии с
его
особыми образовательными
потребностями;
- организацию и проведение
специалистами коррекционноразвивающих занятий, необходимых
для преодоления нарушений
развития и трудностей в воспитании
и образовании;
- развитие эмоционально-волевой и
личностной сфер воспитанников,
познавательных психических
процессов и психокоррекцию
поведения;
- социальную защиту воспитанника.

Консультативная работа

обеспечивает непрерывность
специального сопровождения
детей с ограниченными
возможностями здоровья и их
семей по вопросам реализации
дифференцированных
психолого-педагогических
условий воспитания и
образования, коррекции
развития и социализации
воспитанников

- выработка совместных
обоснованных
рекомендаций по основным
направлениям работы с
обучающимся с ограниченными
возможностями здоровья, единых
для всех участников
образовательного процесса;
- консультирование специалистами
педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов
работы с воспитанниками с
ограниченными возможностями
здоровья;
-консультативная помощь семье в
вопросах выбора стратегии
воспитания и приёмов
коррекционного обучения детей с
21

ограниченными возможностями
здоровья
Информационнопросветительская работа

направлена на
разъяснительную деятельность
по вопросам,
связанным с особенностями
образовательного процесса для
данной категории детей,
со всеми участниками
образовательного процесса
обучающимися (как
имеющими, так и не
имеющими недостатки в
развитии), их родителями
(законными представителями),
педагогическими работниками

- различные формы
просветительской
деятельности (консультирование,
беседы,
информационные стенды, печатные
материалы);
- разъяснение участникам
образовательного процесса вопросов,
связанных с особенностями
образовательного процесса и
сопровождения детей с
ограниченными
возможностями здоровья;
- проведение тематических
выступлений для педагогов и
родителей по разъяснению
индивидуально-типологических
особенностей различных категорий
детей с ограниченными
возможностями здоровья

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на базе
основной образовательной
программы
дошкольного
образования
разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа
(инклюзивное
образование)
с
учетом особенностей
его
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию.
В
адаптированной
образовательной
программе
определяется
специфическое для ребенка с ОВЗ соотношение форм и видов деятельности,
индивидуализированный объем и глубина
содержания,
специальные
психолого-педагогические
технологии,
учебно-методические материалы и
технические средства, содержание работы. Адаптированная образовательная
программа обсуждается и реализуется с участием родителей (законных
представителей) ребенка. В ее структуру, в зависимости от психофизического
развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести недостатков,
интегрируются
необходимые модули коррекционных программ, комплексов
методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с ОВЗ и т. д.
22

Координация реализации программ образования осуществляется на
заседаниях ППк МАДОУ № 18 с участием педагогов и специалистов,
задействованных в реализации образовательных программ.
При
создании
условий
для
работы
с
ребёнком-инвалидом
учитывается индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида. В
дошкольной образовательной организации
разрабатывается
индивидуальная
программа
ребёнка-инвалида,
где прописываются
мероприятия
медицинской,
психолого-педагогической,
социальной, физкультурнооздоровительной реабилитации или абилитации. Программа согласовывается с
родителями (законными представителями) ребёнка.
Общие принципы коррекции (для всех детей с ОВЗ):
- своевременность коррекции отклонений в развитии;
- учёт общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных
периодов в развитии психических процессов;
- учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с
ОВЗ;
- обеспечение общего разностороннего развития дошкольников с ОВЗ на
основе изучения их возрастных психофизических возможностей и знаний
закономерностей нормального
развития
ребёнка
(с
максимальной
адаптацией к окружающей действительности);
- проведение всех мероприятий на основе максимально сохранных в своём развитии
анализаторов, функций и систем ребёнка с ОВЗ с коррекцией дефектных;
- осуществление
комплексного
(клинико-физиологический,
психологопедагогический) подхода к диагностике и коррекционной помощи детям с ОВЗ;
- осуществление индивидуального подхода при выполнении коррекционной работы
с детьми с ОВЗ (учёт психофизиологических особенностей ребёнка с ОВЗ при
подборе длительности мероприятий, темпа усвоения и скорости выполнения
заданий);
- конструирование содержания коррекционной работы и подбор темпа при
выполнении её заданий на основе непрерывности и преемственности дошкольного и
школьного материала при соблюдении дидактических требований соответствия
содержания возможностям детей; - осуществление дифференцированного подхода
к детям в зависимости от их психофизического состояния и способов
ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных
форм и
методов работы с детьми, оригинальных наглядных
пособий,
наполняемости групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;
- осуществление
деятельностного
подхода
к
коррекции
недостатков
психофизического развития у детей с ОВЗ (проведение коррекционных
мероприятий в процессе осуществления деятельности детей);
- обеспечение преемственных связей между специальными дошкольными
организациями (группами) для детей с ОВЗ и соответствующим типом школы;
- обеспечение непрерывности дошкольно-школьного образования на основе ФГОС и
лечения детей с ОВЗ;
23

-обеспечение
системы
работы
по
социально-бытовой
адаптации
и
самореализации детей с ОВЗ;
-обеспечение оптимальных условий для длительной медико-психологической
реабилитации детей с ОВЗ.
Таким образом, цель коррекционной работы в ДОО — создание
оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и
оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной
программы дошкольного образования.
Содержание программы
Содержание программы делится на три периода обучения, представленных в
виде таблицы (см. таблицу «Тематическое планирование по логопедической
работе»).
I период обучения – сентябрь, октябрь, первые две недели ноября.
II период обучения – вторая половина ноября – первая половина февраля.
III период обучения - первая половина февраля – май.

24

III Организационный раздел
Формы организации коррекционной работы
График организации образовательного процесса
сроки

1 – 15 сентября
16 сентября – 14 мая
15 мая – 25 мая

содержание работы

Обследование речи детей.
Заполнение речевых карт, документации логопедического
кабинета.
Подгрупповые и индивидуальные занятия по расписанию.
Мониторинговое обследование речи детей.
Заполнение документации.
Подготовка программно-методического обеспечения.

В процессе обучения используются различные формы организации
логопедических занятий: индивидуальные, подгрупповые.
Индивидуальные. Основная цель – развитие слухового внимания и памяти,
отработка с ребёнком комплекса артикуляционных упражнений, направленных
на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.
Осуществляется уточнение артикуляции правильно произносимых звуков,
вызывание и постановка отсутствующих звуков, коррекция искажённых звуков,
автоматизация их в речи. В необходимых случаях проводится дифференциация
со сходными по артикуляционным и акустическим признакам звуками.
Подгрупповые. Основная цель – первоначальное закрепление поставленных
логопедом звуков в различных фонетических условиях, расширение
лексического запаса и закрепление навыков использования доступных возрасту
грамматических категорий в связной речи. Подготовка к звуковому анализу и
синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-речевые занятия с детьми
старшего дошкольного возраста проводятся в первую половину и один день в
неделю во вторую половину дня. Продолжительность индивидуального занятия
15 минут; подгруппового в старшей группе – 25 минут, в подготовительной к
школе группе – 30 минут.
Подгруппы формируются с учётом тяжести проявления речевого
расстройства, а также уровнем сформированности знаний, умений и навыков (3 –
4 человека).

25

Учебный план логопедических занятий в старшей
и подготовительной к школе группах
Кол-во
занятий в
неделю

Всего за
учебный
год

Старшая группа
Развитие фонетической стороны речи
Развитие лексико-грамматической стороны
речи

2
2

64
64

2
2

64
64

Подготовительная группа
Развитие фонетической стороны речи
Развитие лексико-грамматической стороны
речи

26

Список литературы
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями
речи. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение. 2009
2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! СПб.: Литера, 2005
3. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет.
М.:ТЦ «Сфера», 2004
4. Ткаченко Т.А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение
грамоте. Логопедическая тетрадь. М.:ЭГСИ, 1999
5. Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие.
Логопедическая тетрадь. М.: Книголюб, 2008
6. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков.
Логопедическая тетрадь. М.: Книголюб, 2008
7. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. М.: ООО «ИД РИПОЛ
классик», «Дом XXI век», 2007.

27

Способы проверки знаний, умений, навыков
Проверка уровня развития речи проводится два раза в год.
В сентябре – с диагностической целью, в мае – проверяется степень усвоения
программы по итогам учебного года.
Результаты оформляются в виде таблицы мониторинга по блокам:
звукопроизношение,
фонематические
процессы,
словарный
запас,
грамматический строй речи, связная речь (приложение 1).
Уровень сформированности знаний, умений и навыков ребёнка отмечается
в таблице условными знаками:
– высокий уровень – красный цвет;
– выше среднего – оранжевый цвет;
– средний уровень – зелёный цвет;
– низкий уровень – синий цвет.
Звукопроизношение
Высокий

Правильно произносит все звуки в любых речевых ситуациях

Выше среднего Не произносит 1-2 звука в пределах одной группы (или 1-2 звука
недостаточно автоматизированны)
Средний

Нарушено произношение 3-5 звуков

Низкий

Нарушено произношение более 5-и звуков
Фонематические процессы

Высокий

Справляется с заданием самостоятельно

Выше среднего Незначительная помощь взрослого
Средний

Справляется с помощью взрослого

Низкий

Не справляется с заданием
Словарный запас
1. Подбор обобщающего слова (по картинкам)

Высокий

Называет 9-10 обобщающих понятий

Средний

Называет 6-8 понятий

Низкий

Называет до 6 понятий
28

2. Называние цвета, формы
Высокий

Справляется с заданием самостоятельно

Выше среднего Незначительная помощь взрослого
Средний

Справляется с помощью взрослого

Низкий

Не справляется с заданием
3. Предикативный словарь (по картинкам)

Высокий

Справляется с заданием самостоятельно

Выше среднего Незначительная помощь взрослого
Средний

Справляется с помощью взрослого

Низкий

Не справляется с заданием
4. Антонимы (6-7 лет)

Высокий

Справляется с заданием самостоятельно

Выше среднего Незначительная помощь взрослого
Средний

Справляется с помощью взрослого

Низкий

Не справляется с заданием

Грамматический строй речи
Высокий

Справляется с заданием самостоятельно

Выше среднего Незначительная помощь взрослого
Средний

Справляется с помощью взрослого

Низкий

Не справляется с заданием
Связная речь
1. Пересказ текста

Высокий

Пересказ составлен самостоятельно, полностью передаётся содержание
текста, соблюдается связность и последовательность изложения, без
нарушения лексических и грамматических норм.

Выше среднего Пересказ составлен с незначительной помощью (стимулирующие
вопросы, побуждение). Содержание текста передаётся полностью, не
29

содержит аграмматизмов. Отмечаются отдельные нарушения связного
воспроизведения текста, недостаточная развёрнутость высказывания.
Средний

Пересказ составлен с помощью (подсказки, наводящие вопросы).
Отмечается пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и
однообразие употребляемых языковых средств.

Низкий

Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения
нарушена. Отмечаются пропуски частей текста или искажения смысла,
аграмматизмы. (Пересказ даже по вопросам недоступен).
2. Составление рассказа по серии картин

Высокий

Самостоятельно составлен связный текст, достаточно полно изображён
сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий.
Оформлен грамматически правильно с адекватным использованием
лексических средств.

Выше среднего Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы)
без аграмматизмов. Отмечаются нерезко выраженные нарушения
связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.
Средний

Рассказ составлен со стимулирующей помощью (подсказки, наводящие
вопросы); встречаются аграмматизмы. Отмечается выпадение
смысловыхзвеньнв, искажение смысла; связность рассказа нарушена.

Низкий

Рассказ составлен по наводящим вопросам, подсказкам. Отмечается
существенное искажение смысла или рассказ не завершён или рассказ
подменяется перечислением действий (предметов).
Рассказ даже с помощью недоступен.

Задания для детей старшей группы:
Фонематические процессы:
- дифференциация оппозиционных звуков;
- выделение заданного звука из слов;
- выделение ударного гласного в начале слова;
-определение первого согласного в слове;
- определение последнего звука (гласного, согласного) в слове.
Словарный запас:
- голубой, жёлтый, зелёный, красный, коричневый, оранжевый; круг, овал,
треугольник, прямоугольник.
Грамматический строй речи:
Существительные:
30

- именительный падеж множественного числа;
- родительныйпадеж множественного числа;
- косвенные падежи без предлога;
-предложно-падежные конструкции (на, в, над, под, перед, около, за).
Согласование прилагательных с существительными.
Употребление числительных 2 и 5 (кот, машина, окно, роза).
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Связная речь. Пересказ:
4 – 5 лет. Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. (Л.Н. Толстой)
5 – 6 лет. Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!»
«Правда, - отвечал ёжик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и
волка. Служит ли тебе также твоя хорошенькая шкурка?» Вместо ответа зайчик
только вздохнул. (К.Д.Ушинский)
Задания для детей подготовительной к школе группы:
Фонематические процессы:
- дифференциация оппозиционных звуков;
- выделение заданного звука из слов;
- выделение ударного гласного в начале слова;
- определение первого согласного в слове;
- определение последнего звука (гласного, согласного) в слове;
- определение последовательности звуков в слове;
- определение количества звуков в слове.
Словарный запас:
- голубой, жёлтый, зелёный, красный, коричневый, оранжевый, розовый, серый,
фиолетовый; круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Грамматический строй речи:
Существительные:
- именительный падеж множественного числа;
- родительныйпадеж множественного числа;
- косвенные падежи без предлога;
- предложно-падежные конструкции (под, из-под, из-за, за).
Согласование прилагательных с существительными.
Употребление числительных 2 и 5 (карандаш, пень).
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образование относительных прилагательных.
Образование притяжательных прилагательных.
Связная речь. Рассказ по серии картин (6 – 7 лет)
31

Приложение 1

Мониторинг коррекции речи
20___- 20___уч.год
Группа_____________________________
№

Ф. И.

Звукопроиз-

Фонемати-

ребёнка

ношение

ческие

Словарный
запас

процессы
сент

май

сент

май

Граммати-

Связная

ческий

речь

примечания

строй речи
сент

май

сент

май

сент

май

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

– высокий уровень – красный цвет;
– выше среднего – оранжевый цвет;
– средний уровень – зелёный цвет;
– низкий уровень – синий цвет.
32

Приложение 2

Речевая карта
1. Фамилия, имя ребёнка_______________________________________________________________
2. Дата рождения ___________________________ Дата обследования________________________
3. Анамнез (неотягощённый, отягощённый – чем?)_________________________________________
____________________________________________________________________4. Слух__________
5. Особенности артикуляционного аппарата.
Зубы – норма, смена зубов, нарушение зубного ряда.
Прикус – норма, открытый передний, боковой.
Губы – норма, толстые, тонкие, малоподвижные, расщелина губы.
Язык – обычный, длинный, короткий, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная подъязычная
связка, малоподвижен, подвижен, гипо-, гипертонус.
6. Моторная сфера.
Общая моторика ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Мелкая моторика _____________________________________________________________________
Ведущая рука – правша, левша, амбидекстр.
7. Психофизические процессы (внимание, восприятие, память, мышление)
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
8. Импрессивная речь
Понимание обращённой речи в полном объёме, на бытовом уровне, ограниченное, в
пределахситуации.
9. Общее звучание речи
Разборчивость____________________________________________Темп________________________
Ритм____________________________ Дыхание ____________________Голос___________________
10. Артикуляционная моторика
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________Саливация____________
11. Звукопроизношение
С С’ З З’ Ц Ч Щ
Ш
Ж Л Л’ Р Р’ ____________________________
_____________________________________________________________________________________
12. Слоговая структура слова
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
13. Фонематический слух
_____________________________________________________________________________________
14. Языковой анализ и синтез
 Выделение заданного звука из слов____________________________________________________
 Выделение ударного гласного в начале слова___________________________________________
 Определение первого согласного звука в слове__________________________________________
 Определение последнего звука в слове ________________________________________________
____________________________________________________________________________________
15. Грамматический строй речи
 Существительные:
33

– именительный падеж множественного числа ____________________________________________
– родительный падеж множественного числа ______________________________________________
– косвенные падежи (без предлога) ______________________________________________________
– предложно-падежные конструкции ____________________________________________________
 Согласование прилагательных с существительными _____________________________________
 Употребление числительных 2 и 5 с существительными __________________________________
_____________________________________________________________________________________
16. Лексика
 Называние предметов одним словом (по картинкам)_____________________________________
_____________________________________________________________________________________
Называние цвета, формы _______________________________________________________________
 Словарь предикативный _____________________________________________________________
 Антонимы (6 – 7 лет) _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
17. Словообразование
Существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами:
_____________________________________________________________________________________
Относительные прилагательные (6 – 7 лет) _______________________________________________
Притяжательные прилагательные (6 – 7 лет) ______________________________________________
18. Связная речь
Пересказ (4 – 6 лет) ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Рассказ по серии картин (6 – 7 лет) ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
19. Заключение _______________________________________________________________________
20. Дата начала занятий ________________________ 21. Дата выпуска ________________________
22. План коррекционной работы:
1 Коррекция звукопроизношения:
постановка звуков ________________________________________________
автоматизация звуков _____________________________________________
дифференциация звуков ___________________________________________
2 Развитие психофизических процессов
(внимания, памяти, восприятия, мышления)
3 Развитие фонематического слуха
4 Развитие фонематического восприятия
5 Развитие артикуляционной моторики
6 Развитие мелкой моторики
7 Развитие общей моторики
8 Работа над слоговой структурой слова
9 Развитие речевого дыхания, силы голоса, воздушной струи
10 Развитие грамматического строя речи
11 Развитие активного и пассивного словарного запаса
12 Развитие связной речи
13 Формирование интонационно – выразительной стороны речи.
Воспитание самоконтроля за речью.
34

Приложение 3

Работа над слоговой структурой слова в старшей группе
(индивидуально, на материале правильно произносимых звуков)
I период обучения
1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова
(стол, мост).
2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).
II период обучения
1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга,
цветок),в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).
2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале
слова (сметана).
III период обучения
1. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных.
2. Работа над слоговой структуройтрёхсложных слов со стечением согласных (крапива,
пылинка, карандаш).

Работа над слоговой структурой слова в подготовительной к школе группе
(индивидуально, на материале правильно произносимых звуков)
I период обучения
1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова
(стол, мост).
2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).
II период обучения
1. Работа над структурой слов со стечение согласных в начале слова (книга, цветок),в
середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).
2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале
слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).
III период обучения
1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением
согласных.
2. Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со
сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка,
троллейбус, водопровод, электричество и т.п.).
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».